Китайский фарфор. Введение.
Фарфор, ровно, как и традиционный китайский чай, своими корнями уходит в древность. Родиной его также считается Китай, где непосредственно нашли каолин – разновидность белой глины, состоящей из минерального камня каолинита. Здесь же наладили и постоянно совершенствовали технологию производства фарфора, а также создали огромнейший центр производства керамики в городке Цзиндэчжэнь, в провинции Цзянси.
На сегодняшний день достаточно сложно представить нашу жизнь без фарфоровых изделий. Можно конечно, однако если приглядеться, то он занял достаточно весомое место в повседневном обиходе. Особенно если рассматривать через призму чая и чаепития: чашки, чайники, фигурки, вазы и многое другое.
Коротко об истории фарфора.
Если обращаться к древним письменам и летописям, то возникновение фарфора в Китае датируется 3000 лет назад и даже больше, во времена правления династий Шан и Чжоу. Искусствоведы современности все изделия из эпохи Шан Инь называют юанши цы (原始瓷), что в переводе означает «примитивный фарфор». Его производили в мастерских на севере провинции Хунань (среднее и нижнее течение реки Хуанхэ), а также в современных провинциях Аньхой, близ гор Хуаншань, Цзянсу, в районе озера Тайху, Чжэцзян, около Тяньтайшань и Ханчжоу (среднее и нижнее течение реки Янцзы).
Производство фарфора.
Коротко:
- Подготовка сырья
- Добавление кварцевого песка, талька, измельченных раковин устриц
- Придание формы посуде
- Погружения форм в жидкий раствор из глины
- Просушка
- Нанесения цветной основы-покрытия (ангоб)
- Нанесение узоров
Процесс производства начинался с подготовки сырья: удаление мусора и примесей из имеющейся глины. Делали это путем разведения последней в большом количестве воды. За счет этого весь сор всплывал на поверхность, а тяжелая, чистая масса опускалась на дно. Эта процедура, а точнее ее финальная часть – степень очистки, определяла итоговое качество произведенного изделия. Далее за ним следовал процесс добавление в керамическую массу кварцевого песка, талька, измельченных раковин устриц. Это позволяло существенно снизить растрескивание и усадку глины в момент обжига.
Придание формы посуде делалось исключительно вручную, без гончарных приспособлений. Стенки сформированных заготовок обрабатывались специальными лощилами из дерева, керамики, а также бамбуковыми гребнями. Делалось это до того момента, когда на поверхности появлялся характерный глянцевый блеск. Далее следовал процесс погружения готовых форм в жидкий раствор из глины, просушки и нанесения цветной основы-покрытия, которой служила также глина – ангоб. После этого специальной краской с в виде людей, растений, животных и др. Также не редко поверхность украшалась различными штамп-оттисками и орнаментом из лепнины.
Производства фарфора в большом количестве, для массового сегмента началось примерно в VI-VII вв. Плотный по структуре белый фарфор сменил пористую фаянсовую керамику весьма легко и уверенно, заняв высокое почитание среди ценителей. Рецепт его производства был государственным секретом и за разглашение карался смертной казнью.
Однако за долгие годы производства фарфора гончарное мастерство хоть и претерпевало существенные изменения, однако всё же суть его не изменилась. Глину и по сей день берут из земли, сушат, подготавливают на мелкую фракцию, промывают, добавляют различные ингредиенты, придают форму, создают визуальную композицию и обжигают в печах.
Основные виды фарфора.
На сегодняшний день фарфор существует в нескольких видах. Основных – 2, которые получаются в зависимости от структуры и состава сырья, а также от обработки и обжига.
- Твердый фарфор. Ему присуща высокая прочность, устойчивость к высоким температурам, а также воздействию кислот. Твердый фарфор самый требовательный к высокой температуре обжига. Обычно она варьируется в промежутке между 1400-1460°C.Посуда, сделанная из такого фарфора, отдает белоснежной синевой, не прозрачна и на разломе имеет мелкозернистую структуру.
- Мягкий фарфор. Чаще всего он используется для изделий с художественным уклоном. Имеет более разнообразную структуру, состав, в отличие от твердого собрата. В процессе обжига такой фарфор чуть дольше находится в жидкой фазе, в сравнении с твердым. Это дает мастеру небольшое временное преимущество для формирования деталей изделия. Однако требует и более ответственного, внимательного отношения, чтобы не повредить или деформировать заготовку. Во время обжига температура может варьироваться в пределах 1300-1350°C.
Также на сегодняшний день очень часто встречается такой вид фарфора, как костяной. Считается, что он занимает промежуточную фазу между твердым и мягким фарфором. Так сказать – компромиссный вариант. В связи с этим он становится более универсальным и подходит для изготовления как посуды, так и предметов декора высокой сложности. Название его подразумевает добавление в состав костяной золы (может доходить до 50%), что делает его более прочным. Его характеризует тонкостенность, высокая просвечиваемость и легкость. Еще одной особенностью можно назвать белизну, которой нет ни у одного другого фарфора.
Разновидности китайского фарфора.
- Цзиндэчжэньский фарфор
- Фарфор Цин Цы (青瓷), глазурированный
- Фарфор Ю Цы (釉瓷), глазурированный
- Фарфор Хэй Цы (黑瓷), глазурированный
- Фарфор Жу Яо/Ру Яо (汝窑, Ru Yao)
- Фарфор Гуань Яо (官窑)
- Фарфор Цзюнь Яо (钧窑)
- Фарфор Дин Яо (定窑)
- Фарфор Гэ Яо (哥窑)
Цзиндэчжэньский фарфор. Городок Цзиндэчжэнь с 1004 года стал китайским фарфоровым центром. По указу императора Чжэнь-цзуна здесь изготавливали посуду для императорского двора. За время существования здесь мастерских было произведено огромное множество разновидностей фарфора с уникальным оформлением и видом. На сегодняшний день в городке существуют несколько своих разновидностей его оформления, однако визитной карточкой всё же остается бело-голубой вариант.
Коротко об основных видах цзиндэчжэньского фарфора:
- Бело-синий фарфор. Впервые такая посуда появилась во времена правления Сун (960-1127 года). Рисунки создавались за счет окиси кобальта. Наносился он под глазурь и под высокотемпературной обработкой принимал синие-голубые тона. Вся посуда того времени расписывалась исключительно вручную. Объемы посуды занимали первое место в Китае и очень ценились аристократами за свою тонкость, элегантный вид.
- Фарфор с цветной росписью и монохромной глазурью. Здесь прослеживается веяние моды 16 века – яркую роспись техники Доу Цай. Она сочетала в себе применение разноцветных эмалевых красок вместе с подглазурным кобальтом. Не меньшей популярностью пользовалась посуда с монохромной глазурью, которая готовилась с применением меди, железа и золота как красящего пигмента. Оттенков у такой глазури было много: черный, зеленый, розовый, желтый и наиболее востребованные «цвет бычьей крови» и «пламенеющая глазурь».
- Фарфор «розового семейства». Данная разновидность фарфора впервые появилась во времена правления династии Цин (1723-1735 гг.). В технике производства основную тональность цвета занимали розовые тона. Технология подразумевала взаимодействие мелких частиц золота и олова под высокими температурами вместе с розовой краской. Пришла она в Китай с запада.
- Фарфор Ботайцы (ажурный фарфор Линлун). Очень хрупкий и тонкий фарфор, со своей сложной технологией производства. Впервые возник в начале 15 века. Основным отличием его было создание отверстий в заготовках с последующим обливанием глазурью в несколько слоев. За счет этого создавался эффект стекла в отверстии посуды. Ввиду сложности процесса готовились по такой технологии только предметы, имеющие небольшой размер (чашки, чахэ и др.).
Фарфор Цин Цы (青瓷), глазурированный. На сегодняшний день он также известен под названием «селадоновый». Впервые сине-зеленый фарфор появился во времена династии Инь (1401-1122 гг. до н.э.), однако в Сунскую эпоху (960-1279 гг.) он достиг небывалой популярности. Сегодня лучшим цин цы считается Чжэцзянский «Лунь Цюань», из одноименного с названием городка.
Изготавливается такой фарфор из специальной глины высокого качества и глазури, в которую добавляется оксид железа. Температура обжига – 1300°C, за счет чего посуда приобретает оттенок сине-зеленого цвета. Однако встречаются и другие цветовые гаммы у изделий. Так, не редкость встретить оттенки серо-голубого или темно-зеленого («грозовое небо»), бледно-голубого («цвет озерной воды»), зеленоватого («зеленая слива») селадона. Трещинки – отдельная тема, являющаяся украшением изделий. Они образуются за счет специального применения перепада температур. В 16 века посуда из фарфора цин цы впервые попала в Европу и сразу же стала весьма популярной среди местных аристократов.
Фарфор Ю Цы (釉瓷), глазурированный. Весьма сложный, многоступенчатый процесс производства данного фарфора заключается в многократном нанесении слоев, а также многоступенчатом обжиге. За основу берется как керамическое, так и фарфоровое изделие, предварительно обожженное при температуре 800°C. Далее наносится слой и происходит обжиг. И так слой за слоем. В среднем их 4-5, но порой может доходить до 10. После того, как нанесение завершено, следует финальный обжиг при температуре 1200-1300°C.
Цвет у посуды ю цы может иметь большой спектр оттенков и цветов. Это случается за счет химического состава глазури и ее обработки. Так, в приготовлении необходимо знать и учитывать не только технологию, но еще и химические свойства элементов и их взаимодействия. Как пример – медь, в случае со щелочной глазурью даст по итогу синий окрас, в то время как ее взаимодействие со свинцовой глазурью даст зеленый цвет.
Фарфор Хэй Цы (黑瓷), глазурированный. Весьма популярный, черный фарфор Сунской эпохи. Также зачастую называется Хэй Ю («Черная Глазурь», 黑釉), Уни Цзянь («Черная Цзяньская Глина, 乌泥建) или Цзы Цзянь («Цзянский Пурупур, 紫建). В чайном эссе императора Хуйэцзуна было отмечено: «Особенно ценна черная чаша, с узором из потеков».
Производство данного фарфора было налажено юго-восточнее Уишаньских гор, в провинции Фуцзянь, округе Наньпин, а также на территории современной Цзянси. Мастера того времени применяли в производстве различные техники, не боялись пробовать что-то новое. За счет этого достигалось большое разнообразие цветов и оттенков глазури.
Наиболее распространенными цветами были черный, коричнево-красный, темно-серый, фиолетовый. Среди них зачастую проступали узоры, которые в последующем обрели имена: Черепаший Панцирь (Даймао Бань), Заячий Мех (Тухао Бань), Цветы Кунжута (Чжима Хуа Ю) и многие другие.
Каждый узор и цвет глазури имел свою технику и нюансы производства. Так, например, «Заячий мех» получался за счет высокотемпературной финальной обработки (более 1300°C), из-за которой оксид железа, имеющийся в глазури, плавился и стекал вниз, тем самым образуя красивые потеки с оттенками золота, серебра или бронзы. За счет такого плавления ободок чаще всего «оголялся» и его в дальнейшем порой обрамляли фольгой, серебристой или золотистой.
И в каждой технике были свои нюансы. Так в «Перышки куропатки» (Чжэгу Бань) в глазурь добавляли масло, которое образовало пузыри и оставляло в процессе лопания форму оперения. В «Небесном Глазе» (Тянь Му) использовалась аппликация, которая приклеивалась на слой глазури, покрывалась еще одним и обжигалась, оставляя после себя характерный узор. В Японии эти чашки очень полюбились и считаются народным достоянием. Схожей техникой обладал и «Древесный лист». Только вместо аппликации использовался настоящий лист. В процессе температурной обработки он выгорал под глазурью, оставляя контур из пепла.
Фарфор Жу Яо/Ру Яо (汝窑, Ru Yao). Китайский фарфор, покрытый глазурью небесно-голубых (天蓝, тянь-лань), бледно-лазурных (粉青, фэн-цин) и оттенков лунной белизны (月白,юэ бай). Как говорили о нем поэты древности: «Голубой как небо, нежный как джем, красив как крылья цикады, блестящий как звезды и гладкий как глазурь».
Родиной этого фарфора является город Ружоу, где во времена правления династии Сун находилось основное его производство (сегодня – провинция Хэнань, уезд Линру). Посуда изготавливалась исключительно для императорского двора. Отличительной особенностью посуды является гладкое покрытие или повсеместное наличие небольших трещин. Мастера изготавливали небольшие чайники, гайвани, чашки, ситечки, ча хай.
Однако после вторжения в 13 веке монгольских правителей производство было прекращено и в дальнейшем утеряно как культурный пласт. Не единожды после этого производство пытались восстановить, однако высоких результатов достигнуть никому так и не удалось.
Фарфор Гуань Яо (官窑). Также, как и Жу Яо, технология была утеряна, а печи разрушены. Однако окончательно не после монгольского визита, а после сильного потопа в 17 веке. Печи Гуань Яо находились не далеко от своего «родственника», фарфора Жу Яо, изделия были очень схожи по технике исполнения и внешнему виду. Отличительной чертой являлось наличие тоненького ободка на верхней части посуды. Его еще называли «коричневый рот». Он получался в результате окисления железа в составе глазури на момент обжига.
Для производства также использовались одинаковые глины, глазурь, техника обжига. Глазурь, которая использовалась, имела оттенки фиолетового, розового, бледно-голубого и светло- зеленого.
Фарфор Цзюнь Яо (钧窑). Хэнаньский фарфор из округа Цзюнчжоу. Технология его производства весьма сложная, большая часть продукции (около 70%) обычно уходила в брак.
Суть технологии – многослойное покрытие заготовки глазурью разных цветов (фиолетовой, зеленой, голубой, красной, розовой и др) с содержанием в ней меди, фосфора, алюминия, железа и кремнезема. Благодаря этому при высокотемпературной обработке (порядка 1380°C) весьма интересно проявлялся цвет на готовом изделии. На сегодняшний день коллекционеры очень высоко ценят такой фарфор.
Фарфор Дин Яо (定窑). Особенностью данного вида фарфора является его тонкость и гравировка перед обжигом. Также здесь применим особый, отличительный способ нанесения глазури, благодаря которому посуда имеет блеск, именуемый в Китае как «влажность росы».
В дизайне посуды всё просто – гравировка без цветных декораций, чаще всего животных, морских волн, цветов, детей или рыб. Делалась она специальными ножами или пластинками из бамбука. Зачастую посуда украшалась в верхней части серебряной или золотистой каймой.
На протяжении долгого времени фарфор Дин Яо поставлялся в императорский двор династии Сун. Посуда почиталась как изысканные и утонченные изделия. Однако через какой-то промежуток времени поставки прекратились, т.к. изделия из Дин Яо перестали соответствовать требованиям красоты и утонченности эпохи.
Фарфор Гэ Яо (哥窑). Направление, взявшее начало в Южную Сунскую эпоху в провинции Чжэцзян, родоначальниками которого стали два брата Джан Шен. В переводе «Гэ» означает «старший брат», название, которое так и закрепилось за производимой братьями посудой. По сути эта техника – одна из из видов фарфора цин цы, разновидностей селадона из Лунь Цюань. Отличаются они в цветах. В Гэ Яо используются оттенки белые, с желтизной («жаренный рис»), бледно-голубые.
Внешне, помимо цветовой гаммы, посуда имеет большое количество трещин в виде сетки, черного и коричнево-желтого цвета. Такие рисунки на посуде в Китае еще именуют как «Золотые иглы, железные нити». Цвет их достигается благодаря наличию глины в самой глазури.
В середине 19 века произошло Тайпинское восстание – крестьянская война против империи Цин и колонизаторов, пришедших извне. Это событие, по сути, стало закатом фарфорового искусства Китая. После завершения еще долгие годы люди не могли восстановить этот культурный момент до былых высот. Однако на сегодняшний день китайскими мастерами проделан титанический труд по восстановлению рецептов приготовления и производства фарфора самого высокого качества. Свидетельство этого – посуда высокого качества в лучших традициях.
О китайском фарфоре на Wiki